Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у детей дошкольного возраста через использование методов ОТСМ-ТРИЗ технологии
22 мая 2024 года творческой группой по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности был проведён мастер-класс для педагогов, посвящённый эффективным методам работы с современными детьми. В ходе мероприятия участники познакомились с играми и технологиями ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, направленными на развитие естественнонаучной грамотности у дошкольников.
Педагоги активно использовали метод «Мозгового штурма», чтобы найти решения различных задач, например: как спасти бабушку от серого волка, как тушить пожар без воды и где спрятаться от жары летом. Метод «Синектика» позволил участникам представить себя в роли предметов или явлений в решении проблемных ситуаций.
Также были использованы методы противоречий через игры «Чёрное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится — не нравится» и «Маятник». Они помогли педагогам определить как положительные, так и отрицательные качества различных объектов. Метод фокальных объектов научил участников переносить свойства одного предмета на другой, а игра «Да — нетка» способствовала классификации предметов и явлений по общим признакам.
Кроме того, метод моделирования «Маленькими Человечками» визуализировал природные явления и взаимодействия между предметами. Педагоги поделились своим опытом в проведении экспериментов и практических занятий, таких как наблюдение за ростом растений, создание моделей солнечной системы и макетов природных зон.
В ходе мастер-класса участники отметили, что формирование естественнонаучной грамотности у дошкольников является ключевым компонентом образовательной деятельности. Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволяет эффективно развивать интерес и понимание окружающего мира у детей.